Название работы
Образовательная технология развития метакогнитивной компетентности личности как условия устойчивого развития человеческого ресурса
Автор работы Дата начала работы Дата окончания работы
Богданова Ольга Евгеньевна 2010-06-04 2012-12-02
Аннотация
Актуальность проекта обусловлена тем, что проблемное поле исследования связано с актуальными направлениями инновационного развития теории и практики высшего образования. Научная значимость предлагаемого проекта для теории и практики Российского высшего образования определяется актуальной необходимостью преодоления разрыва между содержанием уже сформированного образовательного запроса на развитие когнитивного ресурса личности и уровнем разработанности когнитивных аспектов образовательной проблематики в отечественных теоретических и прикладных исследованиях. Решение этой задачи позволит, с одной стороны, компенсировать существующие теоретико-практические дефициты и выйти на актуальный уровень интеграции когнитивных исследований в практику образования, а, с другой, – обеспечить необходимую основу для инновационного развития отечественной образовательной практики и конструктивной интеграции Российского образования в мировое образовательное пространство.
Тип НИР Источник финансирования Вид работы
ФЦП 1006600 Федеральное агентство по образованию Фундаментальная
Промежуточный реферат №1
Объектом исследования является метакогнитивная компетентность как конструкт инновационной образовательной реальности. Цель работы – обоснование теоретико-методологической базы исследования и конкретизация содержания метакогнитивной компетентности личности. В процессе работы использовались общенаучные методы анализа и обобщения, проблемологический анализ, категориальный анализ, методологическая рефлексия, методологическая и системная аргументация, прогнозирование и планирование поисковых научно-исследовательских работ. Основными результатами являются: 1) определение перспективных направлений разработки когнитивной проблематики современного образования в прикладных психолого-педагогических исследованиях; 2) обоснование теоретико-методологической базы исследования, адекватной инновационному развитию практики высшего образования; 3) конкретизация содержания и формулировка рабочего понятия метакогнитивной компетентности личности как условия устойчивого развития человеческого ресурса; 4) обоснование выбора диагностического инструментария, адекватного теоретико-методологической базе исследования и содержанию метакогнитивной компетентности. Полученные результаты первого этапа поисковых научно-исследовательских работ представляют теоретическую значимость в плане определения перспективы конструктивной интеграции зарубежного опыта когнитивных исследований в условия Российской образовательной практики.
Инвентарный номер отчета (ИК): 02201056242 Дата регистрации ИК: 2010-09-03
Промежуточный реферат №2
Объектом исследования является диагностическое сопровождение разработки образовательной технологии развития метакогнитивной компетентности личности. Цель работы – апробация диагностического инструментария, позволяющего оценивать динамику развития метакогнитивной компетентности студентов и конкретизировать образовательные «дефициты». Использованы методы: 1) анализ и обобщение, качественный и статистический анализ данных; 2) метод свободного ассоциативного эксперимента; 3) метод построения когнитивных карт. Диагностический инструментарий: зарубежные методики исследования эпистемологических установок, стратегий обучения, мотивации и целеполагания, метакогнитивной осведомленности. Основными результатами являются: 1) составлен диагностический пакет, позволяющий оценивать актуальный уровень развития метакогнитивной компетентности студентов; 2) построены корреляционные матрицы, позволяющие выявлять ценностно-смысловые «разрывы» в организации образовательного взаимодействия. Значимость полученных результатов определяется возможностью их использования для: оценки динамики развивающих образовательных эффектов; своевременного выявления образовательных «дефицитов»; выбора адекватных форм и методов их компенсации; разработки или обновления содержания научно-образовательных курсов; оценивания кадрового ресурса.
Инвентарный номер отчета (ИК): 02201057385 Дата регистрации ИК: 2010-11-17
Промежуточный реферат №3
Объектом исследования являются условия организации образовательной деятельности, направленной на развитие метакогнитивной компетентности Цель работы – разработка и апробация условий организации образовательной деятельности, направленной на развитие метакогнитивной компетентности личности. На III этапе использованы следующие методы 1) методологическая рефлексия; 2) ретроспективный анализ образовательного взаимодействия; 3) развивающий эксперимент, 4) образовательное моделирование, 5) метод свободного ассоциативного эксперимента, метод построения когнитивных карт; 6) методика качественного анализа текста; 7) метод кейс-стади, метод смыслового поля, метод направляемого диалогового взаимодействия. Диагностический инструментарий включает опросник метакогнитивной осведомленности (MAI: G. Shraw, R.S. Dennison), шкалу оценки эпистемологических и онтологических установок педагогов (The Four-quadrant Scale: G.J. Schraw, L.J. Olafson) и диагностические приемы, «встроенные» в виды образовательной деятельности. Основными результатами являются: 1) модель образовательной деятельности, направленной на развитие метакогнитивной компетентности личности; 2) комплекс диагностических методик, направленный на выявление актуального уровня развития метакогнитивной компетентности личности; 3) программа развивающего эксперимента; 4) аналитический комментарий существенных аспектов реализации развивающего эксперимента, описание выявленных образовательных феноменов; 5) эмпирическое обобщение, результаты сравнительного анализа и оценка динамики развития метакогнитивной компетентности студентов.
Инвентарный номер отчета (ИК): 02201160499 Дата регистрации ИК: 2011-09-02
Промежуточный реферат №4
Цель работы – исследование потенциала образовательной деятельности в выявлении и разрешении актуальных противоречий развивающейся практики высшей школы. На IV этапе использованы следующие методы: корреляционный анализ; ретроспективный анализ образовательного взаимодействия; метод включенного наблюдения; метод рефлексивного обсуждения, метод построения когнитивных карт, метод письменного опроса; образовательное моделирование. Диагностический инструментарий включает: 1) опросник вовлеченности студентов (D. Kember, D.Y. Leung, C. McNaught); 2) опросник метакогнитивной ориентации образовательной среды; MOLES-S; G.P. Thomas); 3) опросник самоорганизации деятельности (Е.Ю. Мандрикова); 4) авторскую шкалу удовлетворенность образовательной деятельностью; 5) опросника подходов и навыков обучения студентов (ASSIST: H. Tait, V. McCune, N.J. Entwistle); 6) анкету предпочтения работы (T. M. Amabile, K.G. Hill, B.A. Hennessey, Tighe E.M.); 7) новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности (Т.В. Корнилова); 8) шкалу оценки эпистемологических и онтологических установок педагогов» (The Four-quadrant Scale: G.J. Schraw, L.J. Olafson). Основные результаты 1) конкретизация проблемного поля организации образовательной деятельности в условиях модернизации высшего образования; 2) таблицы, иллюстрирующие взаимосвязь между параметрами когнитивной сферы студентов и предпочтительными стратегиями образовательного взаимодействия; 3) описание и технология реализации академического эссе; 4) интерпретация когнитивных карт и аналитический комментарий результатов образовательного взаимодействия с аспирантами и преподавателями.
Инвентарный номер отчета (ИК): 02201163058 Дата регистрации ИК: 2011-12-13
Промежуточный реферат №5
Цель работы – обоснование и разработка содержания образовательного модуля, направленного на развитие метакогнитивной компетентности. На V этапе использованы следующие методы: ретроспективный анализ образовательного взаимодействия; общенаучные методы анализа и обобщения; технология разработки образовательного модуля. Диагностический инструментарий включает: встроенные методы диагностики (метод когнитивных карт, семантический дифференциал, свободный ассоциативный эксперимент, написание академического эссе); пакет диагностических и развивающих методик, направленный на выявление образовательных установок студентов, инициацию рефлексии и смысловое конструирование образовательной реальности. Основные результаты: 1) образовательный модуль, направленный на развитие метакогнитивной компетентности студентов; 2) образовательная программа для слушателей ФПК и аспирантов; 3) методические рекомендации для преподавателей ВУЗов по составлению и реализации образовательных программ, ориентированных на развитие метакогнитивной компетентности студентов.
Инвентарный номер отчета (ИК): 02201353888 Дата регистрации ИК: 2013-02-25
Заключительный реферат
Цель работы - оценка эффективности разработанной образовательной технологии, направленной на развитие метакогнитивной компетентности студентов и проблематизацию профессиональных установок преподавателей высшей школы. На VI этапе использованы следующие методы: общенаучные методы анализа и обобщения; анализ процесса и продуктов деятельности, метод обратной связи, ретроспективный анализ образовательного взаимодействия, проблемологический анализ и методологическая рефлексия. Диагностический инструментарий включает встроенные методы диагностики (опросник метакогнитивной осведомленности (MAI: G. Schraw, R.S. Dennison), академическое эссе, опросник для преподавателей, модифицированная методика Двек, построение когнитивных карт, шкала оценки онто-эпистемологических предпочтений педагогов (The Four-quadrant Scale: G.J. Schraw, L.J. Olafson)), направленные на выявление актуальных представлений преподавателей о содержании и причинах «когнитивных затруднений» студентов и «образовательных дефицитов». Основные результаты: 1) выводы об эффективности разработанного образовательного модуля и определение оснований для корректировки его содержания; 2) определение тематики научно-методических семинаров с преподавателями и аспирантами, направлений научно-исследовательской работы студентов и аспирантов; 3) итоговый научно-технический отчет; 4) презентация выполненных ПНИР.
Инвентарный номер отчета (ИК): 02201353893 Дата регистрации ИК: 2013-02-25
Заказчик
Федеральное агентство по образованию, ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы», Мероприятие 1.3.1 «Проведение научных исследований молодыми учеными - кандидатами наук», НК-701П «Проведение поисковых научно-исследовательских работ по направлению «Психологические и педагогические науки» в рамках мероприятия 1.3.1 Программы», заявка № НК-701П/15, ГК № П1214 от 04 июня 2010
ГРНТИ УДК Внутренний шифр Госшифр Госконтракт Договор
14.35.07 ( НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА. Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы. Образование и обучение в высшей профессиональной школе. )
14.07.03 ( НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА. Общая педагогика. Теория развития личности. )
15.81.21 ( ПСИХОЛОГИЯ. Прикладная психология. Педагогическая психология. )
378; 37.03; 159.9:37.015.3; 535797 НК-701П/15 П1214
Кол-во исполнителей Объем финансирования, тыс.руб.
0
Предполагаемый результат работы
Отчет
Организации соисполнители
Государственный учет результатов НИОКР в БД РНТД Минобрнауки РФ
Получить полный доступ