Логин:
Пароль:

Работа №1632
Название работы
Когнитивные модели текстопорождения в коммуникативном существовании языковой личности
Автор работы
Тубалова Инна Витальевна
Дата начала работы Дата окончания работы
2010-10-05 2012-11-30
Аннотация
Выявление типовых когнитивных моделей текстопорождения разговорно-бытового, научного и медийного дискурсов как основы понимания конфликтогенности, а именно выявление вариантов текстовых структур в аспекте их коммуникативно-функционального своеобразия; разработка междисциплинарной методологии и методов, позволяющих выявить специфику когнитивного моделирования текстопорождения; анализ природы коммуникативных конфликтов в условиях внутри- и междискурсивного общения на базе выявленных когнитивных моделей текстопорождения; внедрение результативной методологии исследования в организацию НИР студентов; интегрирование результатов исследования в учебный процесс, в т.ч. в систему формирования эффективных и жизнеспособных научных коллективов.
Тип НИР Источник финансирования Объем финансирования Вид работы
ФЦП 1006600 Министерство образования и науки Российской Федерации Фундаментальная
Промежуточный реферат №1
Цель работы: формирование теоретико-методологической и эмпирической базы исследования. Методы, использованные при выполнении отдельных видов работ (этапов) по Государственному контракту: для сбора материала – метод сплошной выборки; для формирования методологической базы исследования – критический анализ концепций, дискуссии, на основе критического анализа синтезирование методологических концепций. Использованный инстументарий: компьютер 17” с монитором 020,0 Samsung SyncMaster 736МВТСО, 12 шт., принтер HP LaserJet 1200, 2 шт., цифровой диктофон, 8 шт., видеокамера, 3 шт., ноутбук Acer Aspire 5720G, 2 шт., копировальный аппарат. Результаты, полученные при выполнении отдельных видов работ (этапов) по Государственному контракту: 1. Создана электронная база текстов разговорно-бытового, научного и медийного дискурсов различной стилевой и жанровой, отнесенности. 2. Описана общая методологическая основа предпринятого исследования. 3. Описана методология и методика исследования когнитивных моделей текстопорождения в моно- и поликультурном пространствах. 4. Представлен обоснованный вариант направления исследования на основе разработанной методологии. 5. Результаты исследования отражены в кандидатской диссертации Гриценко Л.М. «Миромоделирующая функция прецедентных текстов в чат-коммуникации» (дата защиты – 27.10.2010), докторской диссертации Мишанкиной Н.А. «Лингвокогнитивное моделирование научного дискурса» (дата защиты – 25.11.2010), в 2-х статьях в ведущих журналах: Канащук С.А. Структурные, стилистические и коммуникативные особенности традиционных текстов дискурс инструкций // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2010. №4(12). (В печати) Костяшина Е.А. Дискурсивная организация картины мира научно-популярного медицинского журнала // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2010. №3(11). С.41-48.
Инвентарный номер отчета (ИК): 02201161761 Дата регистрации ИК: 2011-10-28
Промежуточный реферат №2
Цель работы - выявление когнитивных моделей текстопорождения применительно к текстам разного типа. Использована междисциплинарная методология, включающая на разных этапах собственно-лингвистические, лингвокогнитивные, социолингвистические методы. Инструментарий: компьютер 17” с монитором 020,0 Samsung SyncMaster 736МВТСО, 12 шт., принтер HP LaserJet 1200, 2 шт., ноутбук Acer Aspire 5720G, 2 шт., копировальный аппарат. Описана теоретическая модель текстопорождения, выявлены базовые параметры, определяющие спецификацию моделей текстов, отражающих конфликт. Описана типология текстов, определены основания параметризации, факторов, влияющих на текстопорождение. Разрабатываемые методы и конкретные методики анализа внедрены в научно-исследовательскую деятельность студентов и аспирантов. Результаты исследования отражены в курсовых и дипломных работах, выполненных под руководством участников проекта, в докторской диссертации Ю.А. Эмер «Миромоделирование в современном песенном фольклоре: когнитивно-дискурсивный анализ», монографии Ю.А. Эмер «Эстетика современного песенного фольклора: когнитивные модели и дискурсы» и в серии статей: Эмер Ю.А. Фольклорный дискурс: когнитивно-дискурсивное исследование // Вопросы когнитивной лингвистики. 2011. №2. С. 05-61. Резанова З.И. Гендерная метафора: типология, лексикографическая интерпретация, контекстная репрезентация // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2011. № 2(14). С. 47-57. Канащук С.А. Структурные, стилистические и коммуникативные особенности традиционных текстов дискурса инструкций // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 344. С. 18-21. Малюкова Д.С. О примерах использования тактик манипулирования в современном медийном дискурсе // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 347. С. 24-27. Быкова А.А. Образная интерпретация явлений психической сферы: метафоры с семантикой температурных изменений// Вестник Томского государственного университета. 2011. № 348. С. 11-14.
Инвентарный номер отчета (ИК): 02201161763 Дата регистрации ИК: 2011-10-28
Промежуточный реферат №3
Цель работы – проведения сравнительного анализа когнитивных моделей, типов текстов, выявление факторов, определяющих варьирование лингвокогнитивных моделей текстов и внедрения результатов исследования при разработке авторами проекта учебно-методических комплексов для студентов специальностей «Филология», «Теоретическая и прикладная лингвистика», «Издательское дело и редактирование», Перевод и переводоведение», а также специализации «Гуманитарная информатика». В рамках сравнительного анализа использована междисциплинарная методология, включающая на разных этапах собственно-лингвистические, лингвокогнитивные, социолингвистические методы. Инструментарий: компьютер 17” с монитором 020,0 Samsung SyncMaster 736МВТСО, 12 шт., принтер HP LaserJet 1200, 2 шт., ноутбук Acer Aspire 5720G, 2 шт., копировальный аппарат. 1. Проведен сравнительный анализ когнитивных моделей порождения типов конфликтных текстов повседневного, научного, медийного дискурсов. 2. Выявлены факторы, определяющие варьирование лингвокогнитивных моделей конфликтных текстов повседневного, научного, медийного дискурсов. 3. Результаты исследования когнитивных моделей текстопорождения были внедрены в разработанные учебно-методических комплексы для студентов специальностей «Филология», «Теоретическая и прикладная лингвистика», «Издательское дело и редактирование», «Перевод и переводоведение», а также специализации «Гуманитарная информатика» (Приложение А). Результаты исследования отражены в 2 монографиях (Приложение В) серии статей по проблемам когнитивного моделирования текстопорождения (Приложение Г).
Инвентарный номер отчета (ИК): 02201162692 Дата регистрации ИК: 2011-11-30
Промежуточный реферат №4
Цель работы – внедрение результатов исследования когнитивного моделирования текстопорождения в учебный процесс, в научно-исследовательскую деятельность студентов, в систему повышения квалификации преподавателей высшей школы РФ и проведение экспериментов, направленных на выявление интерпретации текстов и особенностей текстопорождения в разных конситуациях. На данном этапе выполнения проекта авторы использовали комплекс конкретных методик экспериментального метода исследования процессов текстопорождения и восприятия текста. Инструментарий: компьютер 17” с монитором 020,0 Samsung SyncMaster 736МВТСО, 12 шт., принтер HP LaserJet 1200, 2 шт., ноутбук Acer Aspire 5720G, 2 шт., копировальный аппарат 1. Результаты исследования внедрены в практику преподавания дисциплин по направлениям специальностей «Филология», «Теоретическая и прикладная лингвистика», «Издательское дело и редактирование», «Перевод и переводоведение», специализации «Гуманитарная информатика», в научно-исследовательскую деятельность студентов, в систему повышения квалификации преподавателей высшей школы РФ. 2. Разработан корпус материалов, проведены эксперименты, направленные на выявление особенностей интерпретации конфликтных текстов разных дискурсах: медийном, бытовом, научном. 3. Подготовлен корпус материалов по результатам экспериментов. 5. На основе обобщения результатов проведенных экспериментов охарактеризованы особенности интерпретации процессов текстопорождения и текстовосприятия в разных дискурсивных условиях. Результаты исследования отражены в УМК различной тематики (Приложение А), в серии статей (Приложение Б).
Инвентарный номер отчета (ИК): 02201260364 Дата регистрации ИК: 2012-07-26
Заключительный реферат
Цель работы – проведение сравнительного анализа результатов текстологического и экспериментального исследования в представлении когнитивных моделей и типов текстов, репрезентирующих конфликтные коммуникативные ситуации, комплексная характеристика факторов, определяющих варьирование лингвокогнитивных моделей текста. Данный этап в разработке проекта является заключительным: на данном этапе в научно-исследовательском аспекте проведено обобщение и сравнение результатов исследования, выполненных на предшествующих этапах выполнения проекта, в подготовке текста монографии, в котором представлены основные результаты решения поставленной в проекте цели; в научно-методическом аспекте осуществлено внедрение результатов исследования при разработке образовательных программ разных уровней высшего и послевузовского образования, при разработке отдельных курсов, учебно-методических пособий. На последнем этапе проекта его участниками были разработаны 6 учебных программ, учебно-методическое пособие; 2 электронных образовательных ресурса; 2 новые образовательные программы высшего профессионального образования; образовательная программа послевузовского профессионального образования; 5 образовательных программ для курсов повышения квалификации преподавателей высшей школы РФ. На последнем этапе выполнения проекта были модернизировны 5 учебных курсов, разработанных на предыдущих этапах проекта. Инструментарий: компьютер 17” с монитором 020,0 Samsung SyncMaster 736МВТСО, 12 шт., принтер HP LaserJet 1200, 2 шт., ноутбук Acer Aspire 5720G, 2 шт., копировальный аппарат.
Инвентарный номер отчета (ИК): 02201263070 Дата регистрации ИК: 2012-11-27
Заказчик
Министерство образования и науки РФ, ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы», Мероприятие 1.2.2 Проведение научных исследований научными группами под руководством кандидатов наук, Лот 2, 2010-1.2.2-303-016 «Проведение научных исследований научными группами под руководством кандидатов наук по следующим областям: - философские науки, социологические науки и культурология; - филологические науки и искусствоведение; - психологические и педагогические науки», № заявки 2010-1.2.2-303-016-, ГК № 14.740.11.0567 от 05 октября 2010
ГРНТИ УДК Инвентарный номер Госшифр Госконтракт Договор
04.51.43 ( СОЦИОЛОГИЯ. Социология сфер социальной жизни, социальных явлений и институтов. Социология общественного сознания. )
04.51.51 ( СОЦИОЛОГИЯ. Социология сфер социальной жизни, социальных явлений и институтов. Социология культуры. )
16.21.27 ( ЯЗЫКОЗНАНИЕ. Общее языкознание. Социолингвистика. )
16.21.33 ( ЯЗЫКОЗНАНИЕ. Общее языкознание. Лингвистика текста. )
16.01.45 ( ЯЗЫКОЗНАНИЕ. Общие вопросы языкознания. Преподавание языкознания. )
316.65; 316.334:7; 81'23; 81'42; 801.7; 543456 2010-1.2.2-303-016 14.740.11.0567
Ключевые слова
когнитивная модель,лингвистическая конфликтология, дискурс, тестопорождение
Предполагаемый результат работы
Отчет
Организации соисполнители
Государственный учет результатов НИОКР в БД РНТД Минобрнауки РФ
Получить полный доступ
Основание к регистрации темы (электронный вариант)
Только для служебного пользования
   
2007 © ОНТИ НУ ТГУ
E-mail: onti@sun.lib.tsu.ru
Тел: 52-76-99