Логин:
Пароль:

Работа №1522
Название работы
Технология развития коммуникативной компетентности у студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации
Автор работы
Каракулова Ольга Викторовна
Дата начала работы Дата окончания работы
2009-11-25 2011-08-04
Аннотация
Цель работы: разработка оригинальной технологии развития коммуникативной компетентности у студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации, вовлекаемых в инновационную и научную деятельность. Новизна решения этой задачи может быть обеспечена привлечением теории транскоммуникации. Ожидаемые результаты:выявленние новых закономерностей развития коммуникативной компетентности и ее связи с параметрами личностного потенциала субъектов профессионального образования - потенциальных инноваторов, позволяют утверждать, что результаты реализации проекта отличаются существенной новизной и сопоставимы с мировым уровнем. Результатов исследований - модели, методы, программы и (или) алгоритмы, позволяющие увеличить объем знаний для более глубокого понимания изучаемого предмета исследования и пути применения новых явлений, механизмов или закономерностей.
Тип НИР Источник финансирования Объем финансирования Вид работы
ФЦП 1006600 Федеральное агентство по образованию Фундаментальная
Промежуточный реферат №1
Объектом исследования является коммуникативная компетентность студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации. Цель работы – технология развития коммуникативной компетентности студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям приоритетных направлений развития науки, технологий и техники. Метод или методология. В ходе реализации проекта использовались общенаучные методы анализа, систематизации и обобщения, методологические принципы теории транскоммуникации, разработанной В.И. Кабриным, и теории психологических систем, разработанной В.Е. Клочко, методы эмпирического исследования с использованием психологических опросников, методы систематизации данных, методы статистической обработки результатов исследования с использованием описательной статистики, корреляционного и факторного видов анализа. В процессе работы проводились теоретические и эмпирические исследования, посвященные проблеме коммуникативной компетентности у студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации. В результате исследования впервые была определена и обоснована теоретико-методологическая база исследования, выделены основные структурные компоненты коммуникативной компетентности, а также на основе пилотажного эмпирического исследования выявлены целевые группы молодежи, отличающиеся по значимым коммуникативно-личностным характеристикам Результаты исследования могут быть применены для разработки практико-ориентированных психолого-образовательных технологий развития коммуникативной компетентности, а также для решения задач оценки и отбора в различных молодежных конкурсах, системе повышения квалификации, найма и отбора персонала.
Инвентарный номер отчета (ИК): 02201050429 Дата регистрации ИК: 2010-01-21
Промежуточный реферат №2
Объектом исследования является коммуникативная компетентность студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации. Цель работы 2 этапа – Проведение исследований, направленных на оценку коммуникативной компетентности и возможностей её развития активными психологическими методами у студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям приоритетных направлений развития науки, технологий и техники. Методы - Использовались общенаучные методы анализа, систематизации и обобщения данных, психологические тесты и опросники, семантический анализ, контент-анализ, психофизиологический программно-аппаратный комплекс «БОС-Пульс». Результаты работы и их новизна – У студентов и аспирантов (n=425), обучающихся по специальностям приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, высокий личностный потенциал сочетается с низкой коммуникативной компетентностью. Выявлены типы субъектов профессионального образования, различающиеся параметрами личностного и коммуникативного потенциала, а также ориентациями на профессиональную деятельность. С участием 210 студентов и аспирантов верифицирована эффективность разработанного тренинга коммуникативной компетентности, который позволяет добиться наиболее интегральных. Внедрение - Результаты исследования используются в учебном процессе на факультете психологии и могут быть применены для разработки практико-ориентированных психолого-образовательных технологий развития коммуникативной компетентности, а также для решения задач оценки и отбора кандидатов в различных молодежных конкурсах, в системе повышения квалификации, найма и отбора персонала.
Инвентарный номер отчета (ИК): 02201056410 Дата регистрации ИК: 2010-09-22
Заключительный реферат
Цель работы – Разработка, апробация и внедрение образовательного модуля (дисциплины) «Развитие коммуникативной компетентности инновационно-ориентированной личности» в образовательный процесс на факультетах, обучающих студентов и аспирантов по специальностям приоритетных направлений развития науки, технологий и техники. В ходе реализации проекта создана электронная база данных, в которую включены более 2300 человек. Из них 1600 респондентов – это молодые люди в возрасте от 16 до 28 лет, обучающиеся или работающие в российских вузах (студенты, магистры, аспиранты, молодые преподаватели). На основе полученных результатов опубликовано и подготовлено к печати 34 статьи и тезиса в сборниках всероссийских и международных конференций. Из них 7 статей опубликовано, а 2 статьи приняты к печати в рейтинговых журналах (список ВАК). Результаты были представлены в материалах 9 научных конференций всероссийского и международного уровня (Приложение Д). Полученные результаты характеризуются высокой степенью новизны и имеют обширную область практического применения. Полученные результаты могут быть использованы образовательными учреждениями для осуществления образовательных программ, направленных на развитие коммуникативной компетентности разных целевых групп молодежи. Методический инструментарий, предназначенный для оценки коммуникативной компетентности инновационно-ориентированной молодежи, может быть применен для решения задач оценки и отбора в различных конкурсах, системе повышения квалификации, найма и отбора персонала.
Инвентарный номер отчета (ИК): 02201158144 Дата регистрации ИК: 2011-06-20
Заказчик
Федеральное агентство по образованию, ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы», Мероприятие 1.3.1 «Проведение научных исследований молодыми учеными - кандидатами наук», шифр заявки НК-441П/18, № ГК П2564 от 25.11.2009 г.
ГРНТИ УДК Инвентарный номер Госшифр Госконтракт Договор
15.01.21 ( ПСИХОЛОГИЯ. Общие вопросы психологии. Организация научно-исследовательской работы в области психологии. )
14.31.07 ( НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА. Начальное профессионально-техническое образование. Педагогика профессиональной школы. Образование и обучение в профессиональной школе. )
15.21.45 ( ПСИХОЛОГИЯ. Общая психология. Психология деятельности и поведения. Психология мотивации. )
159.9.07:001.89; 506826 П2564
Ключевые слова
коммуникативная компетенция, личностный потенциал, инновационно-ориентированная личность, субъекты образовательной деятельности
Предполагаемый результат работы
Отчет
Организации соисполнители
Государственный учет результатов НИОКР в БД РНТД Минобрнауки РФ
Получить полный доступ
Основание к регистрации темы (электронный вариант)
Только для служебного пользования
   
2007 © ОНТИ НУ ТГУ
E-mail: onti@sun.lib.tsu.ru
Тел: 52-76-99